Вы здесь: Главная Наука Ученые могут определить склероз по сетчатке

Ученые могут определить склероз по сетчатке

Ученые могут определить склероз по сетчатке. Американские ученые разработали методику, позволяющую отслеживать прогрессирование заболевания у пациентов, страдающих рассеянным склерозом, по толщине сетчатки глаза.

Результаты работы, проведенной исследователями из университета Джонса Хопкинса под руководством Питера Калабреси (Peter Calabresi), опубликованы в журнале Neurology.

Рассеянный склероз – хроническое аутоиммунное заболевание, при котором иммунные клетки разрушают миелиновую оболочку нервных волокон головного и спинного мозга, что приводит к повреждению нейронов. Заболевание в основном развивается в возрасте от 15 до 40 лет и в настоящее время является неизлечимым. Все лекарства, призванные бороться с рассеянным склерозом, могут только замедлить его развитие.

Доктор медицинских наук Питер Калабреси и его коллеги предположили, что, поскольку нервные волокна сетчатки не имеют защитной миелиновой оболочки, у них в первую очередь могут проявиться ранние признаки появления заболевания. Для отслеживания состояния сетчатки глаза ученые решили использовать методику исследования тканей, которая широко применяется в офтальмологии – оптическую когерентную томографию (ОКТ). Исследование сетчатки одного глаза при помощи ОКТ занимает несколько минут.

В работе медиков участвовали 164 пациента с различными формами рассеянного склероза, а также 59 здоровых добровольцев в качестве контрольной группы. Все участники исследования, длившегося 21 месяц, каждые полгода проходили процедуру сканирования сетчатки при помощи ОКТ, а также ежегодное исследование головного мозга методом магнитно-резонансной томографии.

В число участников исследования входили пациенты с возвратно-релапсирующей формой рассеянного склероза, при которой симптомы заболевания могут на некоторое время исчезать. В ходе эксперимента было установлено, что сетчатка гораздо быстрее истончается у больных с вновь появившимися симптомами заболевания – их сравнивали с пациентами, симптомы болезни у которых временно исчезли.

Также ученые доказали, что сетчатка глаза быстрее истончается у больных, в головном мозге которых уже образовались поврежденные участки, по сравнению с пациентами, таковых не имеющими.

Авторы работы делают вывод, что ОКТ позволяет отслеживать, насколько быстро прогрессирует рассеянный склероз у пациентов. Однако для окончательного подтверждения теории, по словам Калабреси, необходимы более длительные испытания с увеличенным количеством пациентов.